<< Главная страница

Ювенал. Сатиры



ЮВЕНАЛ
(Около 60 г. - около 140 г. н. э.)

Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) - выдающийся римский поэт-сатирик. Получив хорошее образование, он много лет выступал в качестве ритора-декламатора и только в сорокалетнем возрасте стал известен как поэт. Расцвет его литературной деятельности падает на время около 100 г. н. э. Сведения о его жизни в значительной мере разноречивы и недостоверны. По всей вероятности, он был сослан за какие-то стихи, направленные против пантомима Париса, фаворита императора.
От Ювенала до нас дошло 16 сатир. В первых 10 сатирах поэт с позиции средних общественных групп, положение которых было неустойчиво и которые попадали в зависимость от крупных богачей, гневно бичует пороки верхов, дает яркую картину падения их нравов, с гневом рисует контраст между царящей там роскошью и нищетой народа, клеймит позором своих современников. Ювенал этими сатирами стяжал себе мировую славу. В них поэт ставил вопросы, носящие философско-морализующий характер.
Ювенал с большим мастерством показывает жизнь мелкого трудящегося люда, принужденного жить впроголодь в шумной столице в то время, когда богачи не знают предела в удовлетворении своих извращенных вкусов и прихотей. Он рисует жизнь клиентов, принужденных пресмыкаться перед своими патронами. Основная идея этих сатир - страстный протест против власти денег. Ради богатства, по мнению Ювенала, творятся в Риме ужасные преступления, богатые угнетают бедных, даже талант без денег - ничто, и чтобы иметь возможность писать и выпускать в свет свои произведения, бедный поэт должен искать себе богатого покровителя.
Эти сатиры Ювенала отличаются высокой патетикой. Излюбленный прием поэта - гипербола. Чтобы заклеймить порок, поэт сгущает краски, нагромождает факты. Ювенал часто пользуется и столь излюбленным ораторским приемом, как риторический вопрос. От риторических же декламаций идет и прием повторения в разной словесной форме одной и той же мысли.
Ювенал, бесспорно, является самым ярким римским сатириком, который показал противоречия современной ему жизни. С его именем связано представление о сатире как о жанре обличительной, гневной поэзии. Но вместе с тем надо указать и на ограниченность сатиры Ювенала: поэт не поднимается до критики социальной системы в целом, не призывает к уничтожению власти императоров, а ограничивается лишь критикой нравов и некоторых общественных противоречий своего времени.
Если в эпоху средневековья больше интересовались моральными сентенциями некоторых сатир Ювенала и считали его "нравственным поэтом", то читатели и поэты эпохи Ренессанса и особенно времен первой французской буржуазной революции подняли на щит Ювенала - сатирика, обличителя, идеализируя его и изображая ярым борцом за республиканскую свободу. В речах французских революционеров Ювенал стал символом борца с деспотизмом. В русской литературе особый интерес к Юве налу проявляли поэты-декабристы - Рылеев, Кюхельбекер, Пушкин ("Ювеналов бич") и писатели и общественные деятели 60-х годов.
Полные переводы сатир Ювенала - А. Фета (М., 1885), А. Адольфа (1888), Недовича и Петровского ("Academia", 1937).


далее: САТИРА I >>

Ювенал. Сатиры
   САТИРА I
   САТИРА III
   ИЗ САТИРЫ IV
   САТИРА V


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация